История храма

 

«Стоит в Темиргоевской храм

На скрещении двух дорог,

И приходят прихожане в храм,

Чтобы поведать радость и горе свое…»

Н. Бобрышова.

 

В 1840 году на правом крутом берегу реки Лаба при слиянии рек Чамлык, Лаба и Лабенок, был сооружен Темиргоевский укрепленный пункт 1-го Лабинского отдела.

Место для укрепления было выбрано очень красивое. Высокий, с обрывистой кручей правый берег реки Лабы. На левом берегу лес, а за лесом, до самых Кавказских гор, равнина с адыгейскими аулами; с севера тянется гора с курганами.

22 ноября 1851 года из Темиргоевского укрепления была организована Темиргоевская станица.

Как было принято у казачьего православного народа вместе с обустройством станицы в 1856 году был заложен и возведен в короткие сроки деревянный храм.

Церковь была возведена на площади станицы (сейчас территория парка и Дворца культуры). Она представляла собой сооружения в традициях середины 19 века в византийском стиле с использованием деталей византийской и древнерусской архитектуре.

Основой храма было изображение в виде креста, ветви которого перекрыты    цилиндрическими сводами с распалубками получившие отражение на фасаде и крыше. На средокрестии, на подпружных арках, опирающихся на четыре мощных блока, был сооружен четырехгранный барабан центрального купола с арочными оконными проемами.

Купол имел шлемовидную форму и завершался металлическим крестом. Храм назвали в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1934 году Темиргоевский храм закрыли и сняли колокола. Теперь уже жители и не помнят, кто разбирал храм. По некоторым сведениям, не нашлось жителя согласившегося снять колокола. Вызвался один комсомолец Алексей, который снял колокола и после этого вскоре умер.

Здание храма засыпали зерном. Иконы и церковную утварь разграбили. Купала разобрали. В 1943 году после оккупации станицы в здании храма открыли клуб и библиотеку, которые просуществовали до 1973 года. После строительства нового Дворца культуры старое здание храма разобрали.

Но прихожане все равно собирались вместе для совершения Богослужений, только место расположения прихода часто менялось.

Только в 1993 году в станице начали строительство нового храма, но из-за отсутствия средств оно было приостановлено и после семилетнего перерыва возобновилось. Самый весомый вклад в строительство храма сделало ЗАО Племзавод «Заря», которое оказало финансовую и материальную помощь храму. Нельзя не отметить и других благотворителей храма — это «Кирпичный завод Литвинова», ООО «Стройторг», 000 «Бургаз», ООО «Сантит».

Очень помогло темиргоевское казачье общество. Семья Чабановых подарила храму колокола. Не равнодушными к этому делу оказались простые жители станицы, которые вносили посильные суммы на строительство храма. Не все участники святого дела названы — это просто невозможно сделать. Отметим еще труд одной 80-летней старушки, которая не один раз обошла станицу с ящиком для пожертвований, стучась в каждый двор. Это Мария Васильевна Криволапова.

Силами колхозников были приобретены и доставлены из города Волгодонска с завода — изготовителя, позолоченные кресты для куполов храма.

3 мая 2003 года колокольный звон раздался над станицей после долгих лет молчания. В чудесный майский день на церемонию освещения прибыло очень много народа: жители станицы и близлежащих населенных пунктов. Из Краснодара приехал митрополит Кубанский Исидор. Владыка поздравил прихожан с праздником Пасхи, поблагодарил отца-настоятеля, строителей, благодетелей, внесших посильную лепту в строительство. Также митрополит Исидор выразил надежду, что храм станет центром церковного общения. Особую благодарность Владыка выразил отцу-настоятелю Леониду Власову, который энергично взялся за строительство храма и провел работу среди темиргоевцев, и убедил их, что процветание станицы невозможно без возведения храма в ней.

Храм имеет два купола. Один венчает храм, а другой колокольню.

В святом алтаре храма Казанской Божьей матери имеются новые иконы, пожертвованные на средства фермера Чабанова В.: «Царь Славы», «Моления о чаши», Святитель Иоанн Златоуст, Святитель Василий Великий, Святитель Григорий Богослов.

Над царскими вратами помещается образ Тайной вечери. Справа и слева от этой иконы, во втором ряду иконостаса находятся иконы «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм», «Успение», «Рождество Христово», «Крещение», «Вознесение Христово на Небо».

На третьем апостольском ряду по центру находится икона «Воскресение Христово», а по обеим сторонам располагаются образы обращенные ко Христу в молитве апостолы: Апостол Иуда Иаков лев, Апостол Филипп, Апостол Петр, Апостол Павел, Апостол Фома, Апостол Симон Зилот.

На четвертом ряду иконостаса находится образ Христа Вседержителя, в царственном облачении восседающего на троне, как бы грядущего судить живым и мертвым. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя — образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи в таком же молитвенном положении. Эти три иконы носят название деисус — моление.

Также на четвертом пророческом ряду находятся икона святых пророков: Пророк Даниил, Пророк царь Давид, Пророк Илья, Пророк Иеремея.

Иконостас непременно венчается Крестом или Крестом с Распятием, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

На Воскресные службы в центр храма выносится икона «Воскресение Христово», она была написана перед освещением храма. На иконе находится частица Гроба Господня. В храме также находятся частицы святых мощей: Преподобного Феодора Санаксарского, святого праведного воина Феодора (Ушакова), святого преподобноисповедника архимандрита Александра, игумена Санаксарского. Привезенные из Санасарского монастыря Мордовии.

В храме имеются иконы: «Св. Николай Чудотворец», «Блаженная Матрона» и икона 19 века «Преподобный Серафим Саровский» написанная местным иконописцем Молибого в 1922 году. Одна из икон Божией Матери была подарена верующими хутора Хапачева. Много небольших икон сделанных в кубанском стиле, где образ с четырех сторон украшен цветами и цветной фольгой. Эти иконы были пожертвованы прихожанами для украшения святого храма. Среди икон есть привезенные из Дивеевского монастыря: «Святитель Николай Чудотворец», иконы Богородице «Иверская», «Умиление» и икона «Серафима Саровского» — эта икона была приложена к святым мощам преподобного Серафима Саровского.